Служба по контракту

«Елена & Petrovich: гармония контрастов»

Так случилось, что нынешняя холодная, хмурая, скупая на краски осень удивительным образом обернулась для меня «золотой». Палитру осинового пурпура и кленовой меди, полуденной лазури и закатного багрянца, которую так безжалостно размазали подтеки сентябрьских дождей, растрескал клакелюром морозный октябрь, а ноябрь глухо загрунтовал широкими мазками свинцовых белил, с лихвой возместили мне два «ювелирных» путешествия.

В одно - в Музей современного ювелирного искусства в Красном-на-Волге - я отправилась сама в компании с коллегами-журналистами в рамках областного пресс-тура. Во второе увлек меня Галичский краеведческий музей, пригласив на вернисаж «Елена & Petrovich: гармония контрастов».
И внезапно два эти независимые друг от друга события перекликнулись массой совпадений и открытий: словно протянулись золотые ниточки из Красного-на-Волге, Вологды и даже Одессы, сплетя в чудесное полотно и художественную классику, и сказочной красоты ремесла, и полные головоломок авангардистские художественные практики. И сошлись в одной точке имена потомственных красносельских ювелиров, их верных последователей и дерзких адептов современного искусства. И точка эта - Галич.

Осенние подарки
Начну, пожалуй, с путешествия в мир лучезарных красок, тонкого металлического кружева и непредсказуемой авторской самобытности, в который мне повезло окунуться совсем рядом – в стенах Галичского краеведческого музея. Начну именно с него, дабы и вы, читатели, может быть, вдохновленные моим рассказом, успели посетить прекрасную экспозицию, которой дано было появиться на галичской земле благодаря удивительному стечению обстоятельств, многими почему-то ошибочно именуемыми случайностью.

Елена Копейкина, чье имя открывает название выставки, человек недюжинного таланта, выросшего из несомненного художественного дара и огромного трудолюбия, умения видеть тонко и глубоко, а работать старательно и кропотливо. Сегодня она, художник декоративно-прикладного искусства, – мастер, признанный в профессиональном сообществе, член Союза художников России, экспонирует свои работы на престижных всероссийских выставках, но по-прежнему ищет новые творческие пути, жадно вбирая все необычное и прекрасное, что случается в ее творческой и жизненной судьбе. Хотя Елена – коренная галичанка, имя ее, увы, мало кому знакомо в нашем городе. И уж совсем немного в Галиче тех, кто имел возможность восхищенно любоваться ее работами или держать их в руках.

Сразу по окончании школы Елена поступила в Красносельское училище художественной обработки металлов и в родной город больше не вернулась. Уехала в Вологду, устроилась эмальером горячих эмалей на «Вологодский завод опытных и художественных изделий», прижилась в краю изящного кружева и новогодней сказки и живет там уже тридцать лет.
Идея устроить выставку, которая представила бы, наконец, талантливую художницу малой родине, родилась у сотрудницы Галичского краеведческого музея Ольги Прокофьевой. Она оказалась одной из малочисленного клана «посвященных» в творчество Елены Копейкиной. Точнее – не из клана, а из класса! Да, да, именно так – Ольга – одноклассница Елены и все тридцать лет и три года, с той поры, как они разбрелись в разные стороны из стен родной четвертой школы, знала, куда та пропала из родного города и чем занимается. Более того, сам вернисаж Ольга Прокофьева задумала, как встречу одноклассников, ведь именно те, с кем делил школьную скамью, постигая самые первые и самые важные премудрости взрослой жизни, могут стать самыми искренними ценителями твоих жизненными обретений и творений. К тому же открытие выставки было устроено аккурат в день рождения Елены Копейкиной, и стало подарком самой художнице. Пожалуй, самым трогательным в ее жизни подарком: свидание с детством – что может быть неожиданней и бесценней?!
Елена Георгиевна в долгу не осталась: она тоже приготовила подарок родному городу. Кроме своего имени и своих произведений она привезла в Галич работы своего друга и в чем-то – учителя-художника Владимира Кордюкова, открыв галичанам и его творчество, и его имя - имя мастера, знакомое ценителям современного искусства во многих уголках мира.
Музейные витрины и стены зала, отведенного выставке «Елена & Petrovich: гармония контрастов», стали симбиозом, удивительно гармоничной перекличкой двух этих талантов, двух личностей, двух художественных миров: изящного мира сказочной усольской эмали, классической живописи, утонченных женских «безделушек» и загадочного, футуристического космоса абстракции и дерзкого эксперимента.
Мир Елены прекрасный
Хозяйка первого мира – Елена. Ее работы совмещают в себе высочайшее умение ремесленника и самобытное художественное творчество. В ее мастерской, больше напоминающей то ли рабочее место токаря, то ли кузницу есть и тиски, и наковальня, и кузнечный горн, и вальцы и целый набор инструментов, которые не каждый мастеровитый мужичок сумеет назвать. Здесь рождаются из изящных металлических завитков, нитей и пластин утонченные браслеты и кольца, серьги и ожерелья, которые быстро расходятся по будуарам стильных дам, представительниц богемы и высшего общества.

Многие изделия украшены элементами так называемой витражной эмали. Тут, пожалуй, следует задержаться, ведь кто-то, слыша слово «эмаль», наверняка, думает, что речь идет лишь об особого рода краске. Это и так и не так. Эмаль – стекловидная пыль, и чтобы «рисовать» ею, нужно быть не только художником, но и профессиональным технологом. Порошок разбавляют до определенной концентрации, наносят на подложку (разную в зависимости от техники эмали) и обжигают по строго определенным правилам. Стоит ли говорить, что от мастера требуется филигранная работа: малейшая неточность в нанесении, несоблюдение температуры обжига - и работа испорчена безнадежно, утрачена. Так что, вдобавок к таланту художника и умению «алхимика», эмальеру не обойтись без занудства перфекциониста.
Витражная эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник, «высший пилотаж» художественного эмалирования. Ее основа – ажурный каркас: золотой, серебряный или медный. Его можно выпилить в металле, а можно спаять из тонкой сканевой проволоки. Потом промежутки между металлическими перегородками художник заполняет прозрачной цветной эмалью. Дальше – обжиг, да не один, а столько, чтобы все ячейки заполнились цветным «стеклышком», как в витраже, полностью. Вот такие «безделушки» мастерит Елена Копейкина в своей кузнечно-токарной мастерской.
Другая эмалевая техника, которую ей удалось постичь, – старинное ремесло солевычегодских (усольских) мастеров. Традиция красочной, сюжетной росписи по белому эмалевому фону возникла в середине XVII века на вологодской земле, в городе Солевычегодске, но к веку XIX была почти утрачена. Однако в 70-х годах прошлого века группа вологодских художников-ювелиров изучила и возродила старинное ремесло. С той поры самые талантливые из них следуют в своей работе традициям мастеровитых предков. Елена Копейкина – из их немногочисленной касты. Она удачно соединяет приемы старинного промысла и техники эмали по скани с канонами православного искусства. Святые лики Елена, как и многие ее коллеги по цеху, создает с высочайшего благословения Алексия II: за ним вологодские мастера специально ездили в Патриаршие палаты. Ее руками, талантом, усердием и верой создано много удивительных по выразительности икон, но одну работу особой считает даже сама художница.
В 2011 году к Елене обратился отец Александр, настоятель храма преподобного Серафима Саровского, что в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище, с просьбой восстановить эмалевую пластину иконы преподобного Серафима Саровского. От этой работы уже отказались прежде мастера из Петербурга и Ростова Великого, где в начале XX века и был изготовлен образ. Сказали: «Проще новую икону сделать!». Но разве может новодел заменить намоленную, дорогую сердцу реликвию. Елена же, получив благословение отца Александра, взялась за дело с присущей ей деликатностью. Реконструкцию иконы произвела филигранно, облачив восстановленный образ преподобного Серафима Саровского в «кружевной» оклад из скани белого металла. И воссияли глаза саровского старца прежним тихим, мудрым светом.

& Petrovich космос
С Владимиром Петровичем Кордюковым Елена познакомилась в Вологде, когда он уже был знаменит, а она только задумывалась о вступлении в Российский союз художников. Petrovich, как именовал себя он сам и все поклонники его неординарного таланта, еще при жизни стал настоящей легендой, и не только в Вологде. По манерам — человек-перфоманс, по силе таланта - человек-ренессанс, он достиг признания как художник декоративно-прикладного искусства, график, живописец, скульптор. Потомственный красносельский ювелир в четвертом поколении, Владимир Кордюков получил классическое образование в Красносельском художественно-промышленном училище, совмещающем традиций разных художественных «школ»: местных золотых и серебряных дел мастеров ХVI-ХVIII веков, тульских умельцев московской Строгановской школы. По окончании училища уехал в Сибирь, где остро требовались мастера по художественной обработке металла. Работал в мастерских Художественного фонда РСФСР, выполнял по индивидуальным заказам подарочные кубки, люстры ручной работы для залов торжеств. Находил время и на живопись, и на произведения ювелирного искусства, участвовал в художественных выставках края, в столичных вернисажах. В 1984 году стал членом Союза художников РСФСР, а в 1987 перебрался в Вологду — поближе к стареющим родителям.
К этому времени он был уже зрелым художником, полным сил и энергии. В Вологде Владимир начал свои удивительные эксперименты с материалами, фактурой и художественными стилями и направлениями. Так родились его «Ночные бабочки» - работа, совместившая «лед и пламень» - нежное кружево и крепкий металл. Она получила признание на международном биеннале в Брюсселе, где работу приобрела королева Бельгии Фабиола и передала ее в дар нью-йоркскому художественному Метрополитен-музею. Совершив первое открытие в создании нового искусства, Владимир вдохновенно отправился в очередную неизвестность - в свой космос, где за годы работы открыл много разных миров: в живописи, скульптуре, прикладном искусстве.
Елена старалась перенять этот дух художественной импровизации, джаза, если угодно, впитывала его в себя, выплескивая потом в свои работы.

Так, вершиной синтеза абстракции и эксперимента с традиционной эмалевой техникой стал триптих «Праздник праздников», занявший на выставке центральное место. Три миниатюры, выполненные в экспериментальной манере технической эмали, нанесенной на основу без сканевых перегородок, изображают пасхальный престол с куличом и горящей свечой, Авраамия Чухломского, держащего в руках икону Божией Матери «Умиление» и... одуванчик - неприхотливый, стойкий цветок, знаменующий окончательную победу весны над гибельными зимними холодами. Помещены яркие эмали на особую подложку: то ли кожу, то ли картон, то ли холст - не поймешь сразу.
«Это авторская бумага Петровича, - рассказала Елена Копейкина. - Он сам изобрел ее и изготовил вручную. На основу, чаще всего холст, он наносил размоченную, прессованную бумагу, а потом красил ее, еще сырой. Получалась эта грубоватая, шероховатая поверхность, не похожая ни на что другое. Он соединял ее с другими материалами, получая невероятно утонченную декоративность. После его смерти осталась бумага, которую он не успел превратить в работы, так и родился этот триптих».

Работа, без преувеличения, глубокая и прекрасная. Стоит взглянуть на Авраамия, и видятся в темном его одеянии глушь галичских лесов и темнота языческих племен, которым принес он, по благословению Сергия Радонежского, свет истинной Веры. А скромный, но очень стойкий желтый цветок словно лежит на обложке книги. «Так сами сложились листы авторской бумаги - и получилась эта книга, - рассказывает Елена. — Вечная книга, символизирующая победу жизни над смертию. Как и этот скромный первоцвет».

Много, много удивительных открытий ждет всех, кто посетит выставку «Елена Копейкина & Petrovich». Устраивая ее, куратор выставки Ольга Прокофьева и весь коллектив музея во главе с Ириной Беловой - магнитом, притягивающим в Галич удивительных людей, - организовали пространство зала так, чтобы вы непременно почувствовали контраст и гармоничное проникновение двух личностей, двух художников, двух миров.

Галичский краеведческий музей благодарит Андрея Игоревича Дмитриева за неоценимую помощь в организации выставки его одноклассницы Елены Георгиевны Копейкиной в Галиче.

Козырева Инна - 15 Ноября, 2016 "Галичские известия" №131

  891011                                                                                                                                         

Администрация сообщает

Конкурсы и аукционы


Электроэнергия
Паспорт округа
Безопасное детство
Летняя оздоровительная кампания
70-летие Победы
Горячая линия по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Другое дело
Центр управления регионом
Год педагога и наставника
  • gosuslugi.ru
  • Rus
  • pravo.gov.ru
  • pd.rsoc.ru
  • detstvo44.ru
  • investkostroma.ru
  • gibdd.ru
  • trudvsem.ru
  • Телефон доверия
  • garantfond44.ru
  • arp-ko.ru
  • dep-economy44.ru
  • rzd.ru
  • антирак.рф
  • kostromatravel.ru
  • персональныеданные.дети
  • zhit-vmeste.ru
  • dorogi-onf.ru
  • online.sberbank.ru
  • светлаястрана.рф
  • r44.fssprus.ru
  • bus.gov.ru
  • «БИЗНЕС-БАРОМЕТР КООРУПЦИИ»
  • РОССЕТИ. Обратная связь
  • Национальный проект «Культура»
  • Культура РФ
  • kostroma.gks.ru

ГАЛИЧ

Официальный портал городского округа

157201, г. Галич, Костромская обл.,
пл. Революции, д. 23А
Тел./факс: +7 (49437) 2-17-20
gorod_galich@kostroma.gov.ru